Результаты опроса на Зилантконе-2003 проведенного группой студентов-психологов из Российского Государственного профессионально-педагогического Университета (г. Екатеринбург)
Исследование ценностных ориентаций молодежи занимающейся
ролевыми играми на местности
Давыдова М. В., Лекомцева Ю. А.
Вследствие демократических преобразований в социальной структуре российского
общества и расширения прав ее граждан, в среде молодежи, в последнее
десятилетие, появляется и развивается все большее число различных неформальных
течений. Одним из их числа является ролевое движение.
Ролевое Движение - неформальное движение любителей ролевых игр на местности (РИМ). С момента своего возникновения РД претерпевало множественные изменения и активно развивалось. Это явление оказалось социально - востребованным, свидетельством чему является неуклонный рост числа его участников. Ныне оно достигает 15 тысяч человек в России и в бывших республиках СССР. Столь массовый характер РД не может не вызывать интереса психологов к причинам происходящего. Но, не смотря на это, данная проблема в отечественной психологии до сих пор мало разработана. Нам представляется важным изучение причин возрастания интереса молодежи к этому течению, изучение перспектив развития и, главное, выявление специфики влияния этого движения на подрастающее поколение.
Особенности любой социальной группы детерминируются спецификой совместной деятельности ее членов, а также специфической картиной ценностей, разделяемых членами данной группы. Эти посылки в полной мере применимы и для такой социальной группы как молодежное движение. И, как нам кажется, начинать глубокое изучение социально-психологических аспектов ролевого движения следует именно с определения ценностных ориентаций ее участников и составления их специфической картины.
В связи с указанными причинами было разработано и проведено исследование, целью которого стало выявление специфики ценностных ориентаций участников ролевого движения.
Не смотря на специфику подходов к рассмотрению проблемы ценностных ориентаций, многие исследователи сходятся во мнении о том, что система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека.
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. [3] Ценностные ориентации в структуре личности, выполняют системообразующую функцию, определяя, в конечном итоге, специфику ее социальной активности.
Нами выдвинуто предположение о том, что системы ценностных ориентаций участников ролевого движения и молодежи, не занимающейся РИМ, отличаются.
Для выявления картины ценностных ориентаций нами был разработан опросный лист, включающий в себя "паспортичку" с вариантами ответов; таблицу, содержащую перечень из 14 ценностей (продуктивная жизнь, познание нового, общественное признание, счастливая семейная жизнь, друзья, творчество, свобода, самосовершенствование, материальные блага, любовь, здоровье, жизненная мудрость, уверенность в себе, интересная работа), которые предлагались испытуемым для оценки по значимости (не имеет значения, значима в зависимости от ситуации, имеет большое значение, имеет первостепенное значение); и блок из восьми неоконченных предложений.
При составлении перечня ценностей мы опирались на работу Кириловой Н.А. "Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности", в которой ценности распределены по четырем блокам. А также на работу Каширского Д.В. "Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами", приводящего перечень ценностей, предлагаемый испытуемым для ранжирования. Оба перечня были нами переработаны и, в результате, в таблицу вошло 14 ценностей, которые при обработке распределялись по 4 блокам: I - ценности социального взаимодействия, II - ценности индивидуальной самореализации, III - общечеловеческие ценности личного счастья, IV - ценности социальной успешности.
Объектом исследования стали 285 участников ролевого движения (среди которых 154 девушки и 131 юноша) и 241 студент Российского Государственного Профессионально-педагогического Университета не занимающиеся РИМ (среди которых 131 девушка и 110 юношей). Все респонденты в возрасте от 16 до 30 лет (средний возраст 21,6 года).
Опрос участников ролевого движения проводился на XI Всероссийском фестивале
любителей ролевых игр "Зиланткон" в г. Казань (с 6 по 10 ноября 2002 г.), что
позволило обеспечить высокую репрезентативность. В число опрошенных вошли
представители 47 городов России, Украины и Белоруссии. Студенты РГППУ
опрашивались с 14 по 26 ноября 2002 года. Все испытуемые заполняли одинаковые по
форме и содержанию опросные листы.
С целью выявления преобладающего типа ценностных ориентаций, наряду с подсчетами
результатов таблицы, в которой испытуемые оценивали значимость для себя каждой
из 14 ценностей, проводился контент-анализ неоконченных предложений, позволивший
распределить между четырьмя блоками ценностей дополнительные баллы и, прояснив,
таким образом, акценты в системе ценностных ориентаций, выявить преобладающий
блок. Проанализировав данные, мы получили следующие результаты.
Блок общечеловеческих ценностей личного счастья является преобладающим для 47,3% участников ролевого движения и для 76,6% молодежи, не занимающейся РИМ. Блок ценностей индивидуальной самореализации имеет первостепенное значение для 28,5% "ролевиков" и для 9,7% "не ролевиков", а блок ценностей социального взаимодействия оказался наиболее значимым для 21,4% и 7,5% респондентов соответственно. Ценности социальной успешности, общественного признания являются самыми важными лишь для 2,8% участников ролевого движения и для 6,3% молодых людей, не занимающихся РИМ.
По результатам исследования отчетливо видно, что участие в Ролевом движении накладывает значительный отпечаток на систему ценностных ориентаций личности человека: стимулирует тягу к творчеству, познанию нового, саморазвитию и позитивной самореализации.
Особенностью ролевых игр на местности (РИМ) является моделирование многогранной комплексной реальности с такой же свободой деятельности, как и в реальной жизни. Альтернативная реальность позволяет человеку решать различные психологические, социальные и практические проблемы и, расширяя границы личного опыта, развиваться по многим направлениям. [1]
Участие в РД, позволяя увеличить круг общения, оказывает влияние на коммуникативную сферу личности. Благодаря столкновению с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов людей из разных уголков страны способствует расширению и углублению спектра интересов, росту общей эрудированности человека, повышению терпимости к чужому мнению.
"Типы ценностных ориентаций - суть проявление социальной
активности", - писал В.С. Мерлин. [3] Специфика их сформированности оказывает
влияние на самоопределение и складывающееся в юношеском возрасте мировоззрение
человека. Участие в РИМ способствует дифференциации интересов, расширению сфер
социальной активности и влияет, в конечном итоге, на самореализацию человека,
как активного члена общества.
Используемая литература:
1. Давыдова М.В. Социально-психологические аспекты феномена
ролевых игр на местности // Психология сегодня, 2001. С. 32-36
2. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими
проблемами // Вопросы психологии, 2001. №1. С. 26-37
3. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности
// Вопросы психологии, 2000. №4. С. 29-37